ДПО для бизнеса

ДПО для бизнеса

1. Зачем бизнесу нужно понимать, что такое ДПО?

В современном динамично меняющемся мире, где законодательство постоянно обновляется, а требования к профессиональным навыкам растут, дополнительное профессиональное образование (ДПО) становится не просто опцией, а необходимостью для успешного ведения бизнеса. Оно является фундаментом для поддержания актуальности знаний сотрудников, обеспечения безопасности на рабочих местах и соответствия всем нормативным требованиям.

Представьте, что ваши сотрудники обладают знаниями и навыками, которые отвечают самым последним требованиям в области охраны труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности, экологической безопасности и безопасности дорожного движения. Это не только минимизирует риски возникновения аварий, штрафов и производственных травм, но и создает благоприятную рабочую среду, повышает производительность и репутацию вашей компании. Именно эту роль и призвано выполнять ДПО.

В данной статье мы проведем всесторонний анализ понятия “Дополнительное профессиональное образование”. Мы подробно разберем, что оно собой представляет, чем регулируется на законодательном уровне, какие документы выдаются по его окончании, как часто необходимо проходить обучение, роль ФРДО и как правильно выбрать учебный центр, чтобы получить максимальную пользу для вашего бизнеса. Мы также рассмотрим практические примеры организации ДПО в таких важных сферах, как охрана труда, пожарная и промышленная безопасность, экология и БДД.

2. Что такое ДПО?

ДПО (Дополнительное профессиональное образование) – это вид образования, который направлен на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей граждан в целях совершенствования знаний, умений, навыков и подготовки специалистов соответствующего уровня. Оно осуществляется путем проведения профессиональной переподготовки, повышения квалификации, а также стажировок.

Основные цели и задачи ДПО

  • Для сотрудников:
    • Получение новой квалификации, позволяющей освоить новую профессию.
    • Актуализация знаний и навыков в рамках уже имеющейся специальности.
    • Развитие новых компетенций, востребованных на рынке труда.
    • Повышение конкурентоспособности на рабочем месте.
  • Для компаний:
    • Обеспечение соответствия квалификации персонала требованиям законодательства.
    • Снижение производственных рисков, аварийности и травматизма.
    • Повышение качества выполняемых работ и услуг.
    • Оптимизация производственных процессов.
    • Повышение лояльности и мотивации сотрудников.
    • Формирование кадрового резерва.

ДПО vs. Основное образование: В чем разница?

В отличие от основного профессионального образования (начального, среднего или высшего), которое направлено на формирование общей профессиональной компетенции, ДПО носит более узконаправленный характер. Оно не выдает диплом о среднем или высшем образовании, а ориентировано на:

  • Углубление и расширение знаний: Слушатели уже имеют базовое образование и опыт, поэтому обучение строится на более высоком уровне.
  • Оперативное реагирование на изменения: ДПО позволяет быстро адаптировать знания сотрудников к новым технологиям, законодательным требованиям или отраслевым стандартам.
  • Получение дополнительной квалификации: Профессиональная переподготовка позволяет получить новую профессию, не начиная обучение с нуля.

Нормативно-правовая база ДПО

Деятельность в области ДПО строго регламентирована законодательством Российской Федерации. Понимание этих норм – залог законного и эффективного обучения.

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” (№273-ФЗ)

Основным документом, регулирующим все аспекты образования в России, включая ДПО, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. Он определяет:

  • Права и обязанности образовательных организаций и обучающихся.
  • Виды образовательных программ, включая программы ДПО.
  • Требования к реализации образовательной деятельности.
  • Порядок выдачи документов об образовании.

Постановления Правительства РФ и приказы Минобрнауки России

Детализация требований к ДПО осуществляется на уровне подзаконных актов. Важную роль играют:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2025 N 266. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». Основной документ, расшифровывающий нормы Федерального закона.
  • Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1490 “О лицензировании образовательной деятельности”. Определяет порядок получения лицензии на образовательную деятельность, которая обязательна для всех организаций, осуществляющих ДПО.
  • Приказы Минобрнауки России. Регламентируют содержание образовательных программ, требования к квалификации педагогических работников, порядок проведения аттестации и другие нюансы.

Отраслевые нормативные акты

Для таких специфических направлений, как охрана труда, пожарная безопасность, промышленная безопасность, экологическая безопасность и безопасность дорожного движения, существуют дополнительные, более строгие требования, установленные соответствующими федеральными законами, постановлениями Правительства и приказами отраслевых министерств (например, МЧС России, Ростехнадзора, Минтранса России, Минтруда России). Эти документы определяют:

  • Конкретный перечень профессий и должностей, подлежащих обязательному обучению.
  • Минимальный объем часов для каждой программы.
  • Требования к содержанию учебных планов.
  • Периодичность повторного обучения.

Виды ДПО

Современный рынок образовательных услуг предлагает различные формы ДПО, позволяющие подобрать наиболее эффективный вариант для конкретных задач.

Профессиональная переподготовка

Новая квалификация для ваших сотрудников!

Этот вид ДПО предназначен для лиц, желающих освоить новую профессию. Программы профессиональной переподготовки, как правило, имеют объем не менее 250 академических часов и завершаются выдачей диплома о профессиональной переподготовке, который дает право заниматься новым видом профессиональной деятельности. Это идеальный вариант, когда вам нужно быстро подготовить специалиста для новой должности без необходимости получать второе высшее образование.

Повышение квалификации

Актуализация знаний и навыков.

Программы повышения квалификации направлены на совершенствование и обновление имеющихся знаний, умений и навыков в рамках уже имеющейся профессии. Их объем может варьироваться от 16 до 250 академических часов. По окончании выдается удостоверение о повышении квалификации. Это необходимо для того, чтобы сотрудники оставались в курсе последних изменений в законодательстве, технологиях и методиках работы.

Семинары, тренинги, мастер-классы

Краткосрочное обучение для решения конкретных задач, как правило не сопровождаются выдачей документов об образовании.

Это самые сжатые формы обучения, рассчитанные на несколько часов или дней. Они фокусируются на отработке конкретных навыков, освоении новых инструментов или решении актуальных проблем. По итогам таких мероприятий могут выдаваться сертификаты.

Аттестация и проверка знаний

Хотя аттестация и проверка знаний не являются самостоятельными видами ДПО, они тесно связаны с ним. Результаты таких проверок часто определяют необходимость прохождения сотрудником очередного курса повышения квалификации.

Иногда аттестация требуется в соответствии с требованиями отраслевых законов, контролируемых надзорными организациями. Примером являются аттестация в Ростехнадзоре, аттестация в УГАДН для ответственных в БДД.

Периодичность обучения

Когда и как часто нужно отправлять сотрудников на ДПО?

Определение правильной периодичности обучения – залог непрерывного соответствия требованиям и минимизации рисков.

Периодичность обязательного обучения по отдельным направлениям (например, по охране труда, промышленной безопасности) устанавливается соответствующими федеральными законами, постановлениями Правительства и приказами профильных министерств. Так, например, для руководителей и специалистов по охране труда периодичность обучения составляет не реже одного раза в три года. Для работников, занятых на работах с повышенной опасностью, требования могут быть еще строже.

Отраслевая специфика

Особые требования для разных сфер (ПБ, ПромБ, ЭБ, ОТ, БДД)

  • Охрана труда. Регулярное обучение и проверка знаний (не реже 1 раза в 3 года) являются обязательными для всех работников.
  • Пожарная безопасность. Для некоторых категорий работников (например, руководителей тушения пожаров, членов добровольных пожарных дружин) установлена периодичность обучения. Для всех остальных – проведение противопожарных инструктажей.
  • Промышленная безопасность. Работники, занятые на опасных производственных объектах, подлежат аттестации в области промышленной безопасности. Периодичность переаттестации устанавливается законодательством.
  • Экологическая безопасность. Требования к периодичности обучения по обращению с отходами, соблюдению природоохранного законодательства могут варьироваться в зависимости от категории предприятия и видов деятельности.
  • Безопасность дорожного движения. Для водителей и ответственных лиц за БДД также предусмотрены программы обучения и периодичность их прохождения.

Помимо законодательных требований, предприятиям рекомендуется разрабатывать собственные внутренние политики и графики обучения, учитывающие специфику производственных процессов, уровень квалификации персонала и актуальные риски.

Риски отсутствия своевременного обучения

Несвоевременное прохождение ДПО и отсутствие актуальных знаний у сотрудников может привести к:

  • Назначению штрафов контролирующими органами.
  • Приостановке деятельности предприятия.
  • Возникновению аварийных ситуаций, травматизму и несчастным случаям.
  • Снижению качества продукции или услуг.
  • Ухудшению имиджа компании.

Документы, выдаваемые по результатам ДПО

Подтверждение квалификации.

По окончании обучения в рамках ДПО выдаются соответствующие документы, подтверждающие полученные знания и квалификацию.

Удостоверение о повышении квалификации

Удостоверение о повышении квалификации выдается по результатам освоения программ повышения квалификации. В нем указываются наименование программы, объем обучения в академических часах, дата выдачи и срок действия (если он установлен).

Диплом о профессиональной переподготовке

Диплом о профессиональной переподготовке является документом, подтверждающим присвоение новой квалификации. Он выдается по окончании программ профессиональной переподготовки, объем которых составляет не менее 250 академических часов. Диплом содержит информацию о полученной специальности и праве заниматься соответствующей профессиональной деятельностью.

Образцы выдаваемых документов (удостоверений и дипломов) должны соответствовать установленным законодательством формам. Учебный центр обязан использовать бланки строгой отчетности.

Как проверить подлинность выданных документов?

Подлинность выданных документов можно проверить:

  • Через Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации (ФРДО).
  • Обратившись напрямую в учебный центр, выдавший документ.
  • Запросив информацию у работодателя, который предъявляет данный документ.

Федеральный реестр сведений о документах об образовании (ФИС ФРДО)

В эпоху цифровизации важную роль в подтверждении подлинности образовательных документов играет ФРДО.

Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации (ФРДО) – это государственная информационная система, содержащая сведения о документах, выдаваемых образовательными организациями. Он позволяет:

  • Проверять подлинность документов об образовании.
  • Исключить возможность использования поддельных дипломов и удостоверений.
  • Создавать прозрачную систему учета образовательных достижений граждан.

Согласно действующему законодательству, все учебные центры, имеющие лицензию на образовательную деятельность, обязаны вносить сведения о выданных документах об образовании (в том числе по программам ДПО) в ФРДО.

Работодатели могут проверить наличие сведений о выданных сотрудникам документах об образовании в ФРДО через специальный сервис на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Для этого потребуется ввести серию и номер документа.

Отсутствие сведений о выданных документах в ФРДО может свидетельствовать о недобросовестности учебного центра и стать причиной проблем для компании-работодателя при проверках контролирующих органов.

Выбор учебного центра

Правильный выбор учебного центра – залог качественного и соответствующего законодательству обучения.

Самое первое и главное, на что нужно обратить внимание – наличие у учебного центра действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной Рособрнадзором. Без нее любые выданные документы будут недействительными.

Помимо лицензии, учебный центр может иметь аккредитацию в профессиональных ассоциациях или быть признанным отраслевыми организациями. Это является дополнительным подтверждением качества его работы. Информацию об этом можно найти на сайте учебного центра или в профильных реестрах.

Успех обучения напрямую зависит от уровня компетенции преподавателей. Изучите информацию о преподавательском составе учебного центра: их опыт работы, научные степени, практическая деятельность в изучаемой области.

Учебные программы должны быть актуальными, соответствовать действующим нормативным актам и отвечать специфическим потребностям вашей компании. Убедитесь, что программа включает все необходимые темы и соответствует минимальным часам, установленным законодательством.

Формы обучения: Очное, заочное, дистанционное – что лучше?

  • Очное обучение: Классический формат, обеспечивающий максимальное взаимодействие с преподавателем и группой.
  • Заочное (дистанционное) обучение: Позволяет сотрудникам проходить обучение без отрыва от производства, что особенно удобно для удаленных филиалов или при высокой загруженности. Важно, чтобы дистанционное обучение было реализовано с использованием современных образовательных технологий и предусматривало интерактивные элементы.

Отзывы и репутация: Анализируем опыт других компаний

Изучите отзывы других компаний, которые уже проходили обучение в данном учебном центре. Это поможет получить объективную картину качества предоставляемых услуг.

Как избежать недобросовестных учебных центров?

  • Внимательно проверяйте наличие лицензии.
  • Избегайте центров, обещающих “волшебные” решения или обучение “за один день”.
  • Не соглашайтесь на оплату без заключения договора.
  • Убедитесь, что центр гарантирует внесение данных в ФРДО.
  • Проверяйте реальность адреса и контактные данные.

Организация ДПО на предприятии

Системный подход к организации ДПО позволит максимально эффективно использовать этот инструмент.

  1. Оценка потребностей в обучении. Первый шаг – провести диагностику текущего уровня знаний и навыков сотрудников. Определите, какие компетенции нуждаются в развитии, какие законодательные требования не соблюдаются, и какие новые навыки требуются для успешной работы.
  2. Составление бюджета на ДПО. Заранее спланируйте бюджет, необходимый для проведения обучения. Учтите стоимость обучения, возможные командировочные расходы, оплату за время отсутствия сотрудника на рабочем месте.
  3. Формирование списка сотрудников, нуждающихся в обучении. Составьте список сотрудников, для которых обучение является обязательным или рекомендованным.
  4. Выбор конкретных программ и учебных центров. На основе оценки потребностей и бюджета выберите наиболее подходящие программы обучения и учебные центры, руководствуясь критериями, изложенными в предыдущем разделе.
  5. Заключение договоров. При заключении договора с учебным центром убедитесь, что в нем четко прописаны:
    • Название и объем программы обучения.
    • Сроки проведения обучения.
    • Форма обучения.
    • Стоимость услуг.
    • Перечень документов, выдаваемых по окончании.
    • Обязательства учебного центра по внесению данных в ФРДО.
  6. Контроль за процессом обучения и его результатами.
  7. Отслеживайте посещаемость сотрудников, их успеваемость. После окончания обучения проверьте, как были усвоены знания.
  8. Интеграция полученных знаний в рабочие процессы. Самое главное – чтобы полученные в результате ДПО знания и навыки реально применялись на практике. Организуйте мероприятия для обмена опытом, внедряйте новые методики и стандарты.

Комментарии

Комментариев пока нет. Почему бы ’Вам не начать обсуждение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *